Вокальное отделение

  Главная
  История
  События и фото
  Афиши
  Контакты
  Гостевая книга
  Наши преподаватели
  Объявления
  Дипломы, грамоты
  Мастер - классы

 

Афанасьева Наталья Александровна – председатель предметно-цикловой комиссии «Вокальное искусство»

 

Алёхина Елена Александровна

 

Андреева Лилия Фатыховна

 

Антонова Людмила Владимировна

 

Козлов Виктор Семенович

 

Кутумова Лидия Валентиновна

 

Малахов Николай Владимирович

 

Платонова Марина Львовна

 

Протопопова Татьяна Александровна

 

Шамшина Галина Николаевна

 

ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 

Вокальное отделение занимает особенное место в истории Самарского Музыкального училища. Когда в 1902 году по инициативе местного отделения Императорского Русского Музыкального Общества в Самаре были открыты музыкальные классы, их возглавил Екаб Карклинь – педагог, дирижер и певец.

Яков Яковлевич (Екаб) Карклинь (1867-1960) приехал в Самару еще молодым человеком, но за его плечами был уже солидный творческий и педагогический опыт. Он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу пения у С.И. Габель и теории композиции в классе Н.А. Римского-Корсакова. Карклинь обладал хорошим тенором, пел в камерных концертах и оперных спектаклях самых знаменитых театральных трупп, руководил хором, дирижировал. С сентября 1902 до 1920 года он возглавлял музыкальные классы, преобразованные затем в Самарский музыкальный техникум. Карклинь вел большую просветительскую работу, создал несколько музыкальных коллективов, делал аранжировки, читал публичные лекции, приглашал на гастроли в Самару выдающихся музыкантов. Среди его учеников – исполнительница русских народных песен, народная артистка РСФСР О. Ковалева и А.Е. Огородникова, долгие годы преподававшая затем в Куйбышевском музыкальном училище. Яков Яковлевич прожил долгую жизнь, стал профессором Рижской консерватории, получил звание заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР.

Деятельность музыкальных классов с первых же дней их существования была направлена не только на обучение студентов навыкам профессионального мастерства, но и на воспитание у них художественного вкуса. Преподаватели и студенты вели активную, концертно-просветительскую деятельность, продолжая традиции Императорского Русского Музыкального Общества.

В 1913 году после окончания Санкт-Петербургской консерватории в Самару возвращается Анна Елизаровна Огородникова (1882-1977). Ученица Е. Карклиня, она большую часть жизни преподавала в Самарском (Куйбышевском) музыкальном училище (1913-1955). Педагогический талант и беззаветная преданность вокальному искусству позволили ей воспитать много известных певцов. Среди них: солистка Большого Театра, заслуженная артистка РСФСР Глафира Жуковская, солистка Куйбышевского Театра Оперы и Балета, а затем филармонии, Ольга Ермолаева.

Глафира Вячеславовна Жуковская (1898-1991) родилась в Оренбурге, обучалась пению в Самаре у А.Е. Огородниковой и Е.Я. Константинова. С 1920 года работала в оперной антрепризе Д.Х. Южина, находившейся в театре имени К.Маркса (бывший театр – цирк «Олимп»). С 1923 года Жуковская - в Москве, в Свободной опере (бывший оперный театр Зимина), а с 1925 по 1948 год – солистка Большого театра СССР. Жуковская обладала лирико-колоратурным сопрано ровного теплого тембра, бузупречной вокальной техникой. В ее репертуаре были партии Татьяны, Снегурочки, Марфы («Царская Невеста»), Лю («Турандот»). Ее лучшей партией стала Иоланта. Певица принимала участие в первых постановках опер А. Юрасовского «Трильби», С. Прокофьева «Любовь к Трем Апельсинам» (1927,партия Николетты).

Вместе с Огородниковой на вокальном отделении работали педагоги: Пахомова, Алексашин, Россолимо. Высокий профессионализм, беззаветное служение своему делу давали блестящие результаты. Среди окончивших Куйбышевский музыкальный техникум в 1940-е годы были: А.А. Большаков и И.Е Зотов.

Будущий народный артист РСФСР Алексей Алексеевич Большаков родился в 1914 году в селе Обшаровка Безенчугского уезда Самарской губернии. С 1940 года работал в ансамбле Песни и Пляски. После окончания музыкального техникума работал в Куйбышевском и Свердловском театрах Оперы и Балета. В Свердловске же, занимался в консерватории (1951-1953), затем поступил в труппу большого театра СССР, на сцене которого спел большое число ведущих партий баритонового репертуара: Мазепа, Демон, Риголетто, Елецкий («Пиковая Дама»), Жорж Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»).

Иван Ефимович Зотов (1910-1993) родился в селе Васильевка Самарской губернии (ныне Приволжского района). Учился в музыкальном техникуме у Россолимо. С1940 по 1970 год был солистом Куйбышевского театра оперы и балета, получил звание заслуженного артиста РСФСР. В его репертуаре были практически все ведущие басовые партии: Руслан, Сусанин, Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов»), Гремин («Евгений Онегин»), Галицкий («Князь Игорь»), Мельник («Русалка»), а так же роли в современных и редко исполняемых операх (Иоанн Грозный в «Купце Калашникове» А. Рубинштейна).

Особую главу в истории Самарской вокальной школы составляет педагогическая деятельность Евгении Ивановны Травиной (1881-1963). Она родилась в самарской купеческой семье, была женой местного купца Каменина. Вокалу Травина обучалась у известного в городе педагога М.А. Детки-Слоницкой. В течение многих лет она преподавала в Куйбышеском музыкальном техникуме. Принципы ее вокальной методики получили высокую оценку в Ленинградской консерватории, где в 1950-е годы занимались ее ученицы: Л. Ревина, Л. Кузнецова, Н. Аксючиц, впоследствии ставшие солистками Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Среди воспитанников Травиной – солисты Куйбышевского и Челябинского театров оперы и балета В.Афанасьев и Л. Вельховая, а так же солистка Куйбышевской филармонии Н. Колесникова.

Новый период в истории Самарской вокальной школы начинается с приходом Владимира Афанасьевича Барынина (1903-1974), в течение 30 лет руководившего вокальным отделением училища. Барынин обладал красивым голосом и уже с детства мечтал о певческой карьере, но будучи сыном священнослужителя, он не имел права на поступление в высшее учебное заведение. Однако, желание учиться вокалу было так велико, что в начале двадцатых годов Владимир Афанасьевич приехал в Петроград и как вольный слушатель начал посещать в консерватории уроки знаменитого оперного певца В.И. Касторского, солиста Мариинского театра, блестящего исполнителя партий в русских операх Руслана, Сусанина, Мельника, Пимена, Досифея. Эти уроки несомненно повлияли на формирование художественного вкуса Барынина. В 1942 году В.А. Барынин стал солистом куйбышевской филармонии, совмещая исполнительскую деятельность с преподаванием в музыкальном училище. На сцене Куйбышевского оперного театра он создал незабываемые образы именно в русских операх: Пимен и Варлаам в «Борисе Годунове», Мельник в «Русалке». На сценах филармонии и музыкального училища звучали вокальные сочинения Даргомыжского («Мельник», «Старый капрал») и Мусоргского («Песни и пляски смерти»). Его бас был узнаваем сразу, отличался красотой всех регистров. В 1960-е годы Барынин организовал в училище Университет музыкальной культуры, в работу которого были вовлечены и студенты и преподаватели всех отделений. Участие в концертах Университета, проводимых на различных площадках города для самого широкого круга слушателей, стало для многих будущих мастеров началом артистической деятельности. Концертам, как правило, предшествовали вступительные беседы, которые проводили студенты теоретического отделения. Истинный приверженец русской культуры, В.А. Барынин был человеком обширных знаний, которые передал своим ученикам. Он был страстным поклонником Ф.Шаляпина, собирал материалы о великом русском певце. Богатейшая литературная и нотная библиотеки, фонотека, картины и репродукции русских художников были неотъемлемой частью его творческой и педагогической деятельности. Многогранная деятельность Владимира Афанасьевича формировала особую атмосферу на вокальном отделении, способствовала непрерывному, профессиональному совершенствованию его учеников. Ученики Барынина продолжали образование в ВУЗах, работали и продолжают работать во многих театрах, концертных организациях и учебных заведениях России и СНГ. Это – заслуженный артист РСФСР И. Юртаев и В. Капишников, солистка Кишиневского оперного театра Л. Матюшина, народная артистка БССР, солистка Минского оперного театра Н. Руднева, солист Самарской филармонии К. Дарьин.

Ученик Барынина – бас, заслуженный артист РФ Виктор Александрович Капишников (1933-1990) родился в Самаре. В 1957 году по окончании Куйбышевского музыкального училища был приглашен артистом хора Куйбышевского театра оперы и балета, но вскоре перешел в цех солистов и проработал в нем до конца жизни. В его репертуаре было более 100 партий – и классических, и современных – Петр Первый в одноименной опере А. Петрова, Дженнингс в «Марии Стюарт» С. Слонимского, Порги в опере «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Ученики В.А. Барынина продолжают развивать педагогические принципы своего учителя. Складывается приемственность в освоении и совершенствовании вокального мастерства. После окончания Новосибирской консерватории в Куйбышевское училище возвратились Э.И. Фельдман-Коротаева, возглавившая в последствии вокальное отделение училища, а так же Г. Шмидт после окончания Саратовской консерватории много лет руководившая вокальным отделением в педагогическом колледже. Вместе с Барыниным продолжали работать Огородникова и Травина, в 60-е – преподавали Л.А. Шаталова, солисты оперного тетра Дроздова и Гельцер. Вначале 70-ых в училище приходит преподавать группа ярких вокалистов – солистов Куйбышевского театра оперы и балета: заслуженный артист РСФСР Н.В. Коваленко, П.И. Конышев, Е.А. Мазуркевич. Вместе с ними на вокальном отделении работают Л,И. Ларионова, Р.К. Данилова (в прошлом – актриса театра музыкальной комедии). Прекрасные голоса, неповторимые актерские данные, огромный сценический опыт этих педагогов сыграли значительную роль в уровне вокальной и творческой подготовки студентов-вокалистов.

Николай Васильевич Коваленко родился в 1925 году в селе Ново-Батайское Ростовской области. Участник Великой Отечественной Войны. После окончания в 1954 году Ростовского музыкального училища (класс профессора Голубева) работал в Харьковском театре оперы и балета. В 1962 году Коваленко переехал в Куйбышев и до 1977 работал в нашем театре оперы и балета. За эти годы Николай Васильевич исполнил более пятидесяти ведущих баритоновых партий, в том числе графа Скарпиа («Тоска»), Грязного («Царская невеста»), Онегина, Мазепы, Игоря, Демона, Григория Мелихова («Тихий Дон»). Ему присвоено звание заслуженного артиста РФ. Работая в училище, он продолжал петь в концертах, руководил оперной студией Дворца культуры ГПЗ-4 (с 1992 года коллектив перебазировался в Пушкинский народный дом). В работе с учениками Коваленко был необычайно требователен. Его отличало стремление к наиболее полному и глубокому проникновению в художественный замысел композитора. Обычно он начинал работу над музыкальным образом с анализа поэтического текста. Николая Васильевича привлекали противоречивые, драматические образы. Сложные психологические роли. Не случайно, одной из самых ярких в его репертуаре была партия Риголетто. Владея колоссальным классическим репертуаром, Коваленко в работе с учениками смело обращался к музыке современных композиторов. Сейчас Н.В. Коваленко живет в Ростове-на-Дону.

Всю свою творческую жизнь Петр Ильич Конышев (1920-1997) посвятил вокальному искусству, 17 лет – с 1972 по 1989 – он преподавал в Куйбышевском музыкальном училище. Жизненный путь Петра Ильича, как и многих его ровесников, молодость которых выпала на военные годы, полон трудностей. По окончании семилетки, Конышев начал работать на Витебском игольном заводе (он родился в деревне под Витебском), потом – армия, война, 3 ранения. Он участвовал в операциях на Днепре, Кавказе, в Прибалтике. Уже в армии у Петра Ильича обнаружились прекрасные вокальные данные. После демобилизации он окончил в Риге музыкальное училище, а затем – консерваторию, одновременно работая в Ансамбле песни и пляски Прибалтийского военного округа. По окончании консерватории Конышева пригласили в Латвийскую государственную филармонию.

Ему посчастливилось послушаться у Сергея Яковлевича Лемешева, в 1955 году приезжавшего на гастроли в Ригу. Событие это могло стать поворотным в судьбе Петра Ильича. По рекомендации Лемешева он принял участие в конкурсном прослушивании в труппу Большова театра, несколько позже был принят в труппу Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова, но не смог покинуть Латвийскую филармонию до окончания срока работы по распределению. Однако, Петр Ильич продолжает мечтать об опере и в 1957 году принимает приглашение Куйбышевского театра. Конышев обладал крепким, мужественным, и в тоже время проникновенным тембром. Его роли отличались выразительным сценическим рисунком. За 15 лет работы в театре он создал образы Бояна («Руслан и Людмила»), Ленского («Евгений Онегин»), Юродивого («Борис Годунов»), Водемона («Иоланта»), Герцога («Риголетто»), Альфреда («Травиата»), Фауста, Рудольфа («Богема»). Вершинами его артистической карьеры стали Канио («Паяцы») и Каварадосси («Тоска»). В 1972 году Конышев завершил свою творческую деятельность в театре и занялся преподавательской деятельностью на вокальном отделении музыкального училища. Свои знания и колоссальный сценический опыт Петр Ильич отдавал ученикам. Он работал кропотливо, обладая важнейшим для педагога качеством – стремился раскрыть и поддержать творческую активность ученика. Студенты отвечали ему любовью, ценили его мнение. Среди учеником Конышева – народный РСФСР Сергей Бойков (бас), солист Московского академического камерного хора под управлением В. Минина; артист Ижевского музыкального театра Сергей Пурышев. Работая в училище, Петр Ильич продолжал петь сольные концерты, работал консультантом по вокалу в Академическом театре оперы и балета. Трагический случай оборвал его жизнь. В память о прекрасном певце и педагоге конкурсу молодых вокалистов «Овация» было присвоено его имя.

Евгения Александровна Мазуркевич родилась в 1923 году в Ростове. Во время Великой Отечественной Войны была артисткой фронтового театра. После чего окончила Ростовское музыкальное училище (1951 год, класс Е.Г. Крестинского) и Свердловскую консерваторию. С 1951 по 1963 год она пела на сценах Харьковского, Свердловского и Пермского театров оперы и балета, а в 1963-1965 годах Мазуркевич была одной их ведущих солисток Куйбышевской оперы, где она спела партии Мадам Баттерфляй, Флории Тоски, Тамары («Демон»), Панночки («Майская ночь»), Глории («Цирк зажигает огни»). С 1975 по 1985 год Евгения Александровна работала на вокальном отделении училища. У нее учились: солистка Самарской оперы Т. Касаева, Солист Волгоградской хоровой капеллы Л. Волков, артистка Омского театра музыкальной комедии Т. Адамова, солист Волжского русского народного хора А. Куликов, преподаватель Самарского Педагогического Университета Н.Колесникова. в фонде Всероссийского радио хранится ее запись оперы «Черевички» П. Чайковского, в которой она исполнила партию Оксаны. Евгения Александровна принимала участие в создании записи полного собрания романсов С. Рахманинова, на пластинке в ее исполнении звучит романс «Смеркалось» на стихи А.К. Толстова.

Раиса Константиновна Данилова окончила Уральскую консерваторию по классу Акимовой, работала в театре музыкальной комедии, но основную часть своей творческой жизни - с 1972 по 1992 год – посвятила педагогической работе в нашем училище. Среди ее учеников – артистки Самарской оперы: С. Пономаренко и Г. Шерстнева, солист Самарской филармонии В. Барцев, Солист Ансамбля песни и пляски ПриВО Л. Ефремов, заведующий вокальным отделением Института художественного образования Самарского Педагогического Университета В. Козлов. В настоящее время Р.К. Данилова живет в Хабаровске.

В середине 70-ых годов ведущим педагогом на отделении становится Эмма Иосифовна Коротаева (1938-2006), с 1972 по 1999 возглавлявшая вокальное отделение. Она окончила Куйбышевское музыкальное училище по классу В.А. Барынина и Новосибирскую консерваторию имени М.И. Глинки по классу заслуженной артистки РСФСР, профессора Р.И. Жуковой. С 1968 года - в нашем училище. Педагогическую деятельность Коротаева всегда сочетала с исполнительской. В разные года на сцене училища она исполняла произведения классики, современных композиторов. Она спела вокальный цикл С. Прокофьева на стихи А. Ахматовой, «Весной» Р. Бойко, «Акварели» М. Таривердиева, а совсем недавно – цикл вокальных миниатюр Александры Межевич, преподавателя композиции Самарского музыкального училища. Одной из первых Эмма Иосифовна приняла участие в концертных программах оркестра народных инструментов СМУ. Она – лауреат исполнительского творчества преподавателей. Среди ее учеников: солисты Самарской оперы О. Волкова, Удмуртского музыкального тетра Л.Пуршева, Барнаульского театра оперетты, заслуженный артист РФ П. Приходько, Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов эстрадной песни О. Предтеченский. Сейчас на вокальном отделении работают ученицы Коротаевой – Н.А. Афанасьева, О.В. Демидова, Г.Ф. Фазылова, О.Н. Волкова.

С 1999 года вокальное отделение возглавляет Наталья Александровна Афанасьева. Она окончила Куйбышевское музыкальное училище в классе Э.И. Коротаевой и Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (класс заслуженной артистки РСФСР, профессора И.С. Гридчиной). В 1980 году Н.А. Афанасьева стала солисткой Куйбышевской филармонии, в 1982 году пришла на преподавательскую работу в КМУ. Выпускники класса Афанасьевой продолжают совершенствовать свое мастерство в высших учебных заведениях Самары и России, принимают участие в региональных, Всероссийских и Международных конкурсах. Среди ее учеников: солисты Самарской филармонии Т. Розова, И. Вышегорский, солистка Самарского Академического театра оперы и балета Ю. Маркова и олист Ансамбля ПриВО О. Арзин. Н.А. Афанасьева имеет звание «Учитель года», награждена почетной грамотой Министерства Культуры РФ.

Традиции вокального отделения достойно продолжает новое поколение его выпускников. С 2003 года на вокальном отделении работает Е.А. Алехина, ученица Г.Ф. Фазыловой, окончившая Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова в классе заслуженной артистки Кабардино- Балкарии Л.В. Лукьяновой. Преподавательскую работу Е.А. Алехина совмещает с активной творческой деятельностью, выступает в составе ансамбля Альтера Музыка.

Большая роль в становлении и развитии Самарской вокальной школы принадлежит концертмейстерам, значение которых в создании художественного образа, ансамбля, исполнительской трактовки столь же важно и ответственно как и работа педагога и самого исполнителя. Концертмейстерскую школу в Самарском музыкальном училище основали Т.Я. Третьякова, работавшая в классе Е.И. Травиной и Т.П. Третьякова, в течение 30 лет создававшая творческий коллектив в классе В.А. Барынина. Традиция совместной творческой работы сохраняется и в настоящее время. На отделении долгие годы работали и продолжают работать Б.Ю. Декман, В.И. Вахненко, С.В. Якунина, Т.А. Миронос, Л.Я. Запитецкая, Е.П. Курдина, О.А. Толчева, Е.Ю. Черткова, Н.Н. Москвитина, Е.Б. Мищенко.

Важное место в росте профессионального мастерства и творческих способностей студентов занимает курс сценической подготовки, который многие годы вел Герман Васильевич Коротаев, а в настоящее время ведет Надежда Васильевна Дьячкова.

На протяжении многих десятилетий выпускники вокального отделения Самарского музыкального училища пополняют состав хора Академического тетра оперы и балета, музыкальный лекторий филармонии, хоровые коллективы Самарской области и других регионов России. Студенты вокального отделения побеждают на Международных, Всероссийских, Региональных и Областных фестивалях и конкурсах.

 

Дизайнер - Шаталов Роман

Hosted by uCoz