Отделение духовых  инструментов

  Главная
  История
  События и фото
  Афиши
  Контакты
  Гостевая книга
  Наши преподаватели
  Объявления
  Дипломы, грамоты
  Мастер - классы

Куликов Михаил Геннадьевич – председатель предметно-цикловой комиссии «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

 

Афанасьев Николай Николаевич

 

Баранова Елена Владимировна

 

Живогляд Сергей Георгиевич

 

Лычагин Сергей Владимирович

 

Тазарачев Юрий Захарович

 

«Самарская флейтовая школа – пути развития»

I:\Региональный компанент\22222.jpg

Павел Михайлович Найда

          «Мой учитель» - может быть странно слышать эти слова из уст взрослого человека, но именно так называла я и многие в нашем городе Павла Михайловича Найду. За руку привели меня к нему в класс, а он, послушав, сказал, что если я буду хорошо заниматься и много трудиться, то впоследствии сумею заработать на «хлеб с маслом». Он не обещал лёгкой жизни, большого успеха, а призывал трудиться и обещал свою помощь в освоении нового для меня дела. И говорил он так, потому что сам так трудился, знал цену и куску хлеба и успеха в жизни.

I:\Региональный компанент\44444.jpg          Родился Павел Михайлович 8 апреля 1926 года в Саратовской области. Ещё в детстве он остался без родителей. Отца и мать репрессировали, сестёр отправили в детский дом, а Павла оставили на попечении старшего брата Александр, который на всю жизнь заменил Павлу отца, был главным советчиком и помощником в жизни. Привёл за собой в музыку, определил в профессии.

      Александр учился в музыкальном училище города Энгельса на флейте, туда же со временем поступил и Павел. Там судьба свела его с интереснейшим человеком, определившим его судьбу, - это профессор Янус Иосиф Фёдорович.  Профессор Ленинградской консерватории, человек, добившийся всего в жизни своим трудом и талантом, блестяще учившийся, а впоследствии работавший в консерватории, попал в город Энгельс Саратовской области в 1937 г. после ареста и осуждения.

I:\Региональный компанент\1111.jpgВ Саратове И.Ф. Янус работал консерватории, музыкальном училище, а с1944г. он второй дирижёр Саратовского театра оперы и балета. В 1950 г И.Ф.Януса высылают из Саратова в г Акмолинск. Но и это не сломило Иосифа Фёдоровича. Там он работает в клубе, обучает детей, руководит оркестром.

          После XX съезда партии И.Ф. Янус был реабилитирован и переведён в Ленинградскую консерваторию на должность доцента. До конца жизни Иосиф Фёдорович продолжал плодотворно трудиться в консерватории. Среди большого количества его учеников 12 получили премии на всесоюзных конкурсах.

I:\Региональный компанент\55555.jpg          Педагогические методы Януса можно характеризовать как постоянное, целеустремлённое развитие у ученика творческой инициативы, сочетающейся с общей раскрепощённой манерой игры, желание увлечь музыкой и постоянно поддерживать эту увлечённость.

Вот с такоё яркой и сильной личностью свела судьба ещё совсем юного Павла Найду. Авторитет учителя для Павла Михайловича был настолько высок и неоспорим, что в качестве самого веского аргумента нам, своим ученикам, уже, будучи убелён сединами, он говорил, что так учил его профессор Янус.

          Время учёбы Павла Михайловича совпало с тяжелейшим испытанием для всей нашей страны – Великой Отечественной войной. Так же как и его учитель, Найда служил в армии (в оркестре военного училища) и учился сначала в музыкальном училище, а затем в саратовской консерватории.

          В 1949 году после окончания Саратовской консерватории П.М. Найда приехал в город Куйбышев работать в симфоническом оркестре филармонии.

          В тогдашнем составе Куйбышевского симфонического оркестра Павел Найда был первым духовиком с высшим образованием; его приняли на должность солиста, Концертмейстера группы флейт. Практически одновременно он начал преподавание в нашем училище.

I:\Региональный компанент\7777.jpgКонцертмейстером группы флейт П.М. Найда работал до 1975года, пока внезапная болезнь не  запретила ему играть на флейте. Вердикт врачей был строг: играть на флейте можно не более 5 минут в день. С работой в оркестре пришлось расстаться, и на память о ней остались афиши сольных концертов: исполнение концертов В.А.Моцарта, А.Вивальди, Рейнеке с оркестром, афиши выступлений в ансамблях с инструменталистами и вокалистами, с выдающимися дирижёрами. Записи на Самарском радио, а затем на телевидении. В воспоминаниях своих коллег по оркестру Найда остался как блестящий ансамблист и оркестрант с ярко выраженной академической школой, ярким темпераментом исполнения, масштабом творческого мышления.

          До последнего дня Павел Михайлович брал иногда на уроке флейту ученика и удивлял нас блестящей памятью, исполняя то или иное флейтовое соло из симфонического или сольного репертуара. Так, не играя на флейте более двадцати лет, он подтверждал один из своих педагогических постулатов: «Выучи крепко – один раз и на всю жизнь». 

На педагогическом поприще к этому времени П.М. Найда достиг значительных успехов. Он был заведующим духовым отделением с выдающимся преподавательским составом: это были солисты, концертмейстеры групп из симфонического  и оперного оркестров. По каждому инструменту был преподаватель  с высшим специальным образованием. В нашем училище никогда не преподавал на нескольких инструментах одновременно один и тот же преподаватель. Такое отделение и передал П.М.  Найда своим преемникам. На педагогических принципах П.М.Найды мне хотелось бы остановиться отдельно.        

C:\Documents and Settings\Вася\Рабочий стол\Региональный компанентж\33333.jpgПедагогическая работа в музыкальном училище на духовом отделении имела и имеет свою специфику, и самое главное заключается в том, что большое количество ребят приходят в училище без специальной подготовки. Это сейчас в городах есть детские музыкальные школы, в которых учат на различных духовых инструментах, а 50 лет назад кадры для духового отделения подготавливались в самодеятельных духовых оркестрах, а это значит, что на медные инструменты приходили подготовленные ребята, а на деревянные – нет. Вот и приходилось подыскивать способных ребят, определять их на педагогическую практику и с минимальной подготовкой зачислять в училище или переквалифицировать струнников, пианистов, народников. При такой ситуации с подготовкой абитуриентов очень остро стоял вопрос о методиках, дающих возможность за 4 года подготовить оркестранта, а именно этот профиль в обучении всегда считался П.М. Найдой важнейшим. Необходимо было научиться играть на инструменте так, чтобы к 4 курсу студент мог играть партию второй флейты в оркестре профессионалов.

В такой ситуации главнейшим становилась выработка правильных профессиональных навыков, дающих возможность дальнейшего роста инструменталиста и после окончания училища. Можно было только удивляться огромному терпению и бескомпромиссности, с которой Найда требовал правильности постановки, не жалея ни сил, ни времени на исправление недостатков, направляя своего ученика все 4 года. Вырабатывался при этом и самоконтроль при самостоятельной работе перед зеркалом.

          Следующим важнейшим моментом, вытекающим из предыдущего, является работа над звуком. Исходя из того, что училище готовит в первую очередь оркестрантов, Павел Михайлович целеустремлённо работал с каждым учеником над выработкой вкуса к звуку – оркестровому звуку – яркому, сочному, объёмному, интонационно чистому, с яркими динамическими градациями. Вообще чистоте интонации в классе уделялось особое внимание, никакая звуковая краска не могла оправдать фальшь. Павел Михайлович учил не бояться некоторых призвуков при игре, объясняя, что интонация при игре в ансамбле  или оркестре намного важнее, и учил всем премудростям работы губного аппарата на различных упражнениях и этюдах. Но самым главным была, конечно, работа над художественным произведением. Очень скорпулёзно подбирая репертуар, Найда на лучших образцах классической музыки отрабатывал технологические моменты, помогающие раскрыть характер, образ произведения, педантично требуя точнейшего прочтения текста, тем самым воспитывая высокую культуру оркестранта, умеющего точно во всех отношениях прочитать текст оркестровой партии.

           Работа над каждой фразой велась вплоть до академического концерта, включая обязательную акустическую репетицию.

          Про репертуар в классе П.М.Найды хочется сказать особо. Видимо, за много лет работы он сумел подобрать такой набор художественного материала, сыграв который можно получить основные профессиональные навыки.

      Расставленный в порядке строгой постепенности усложнения материала, репертуар состоял по большей части из оригинальных произведений для флейты или переложений оркестровой литературы, где партия флейты доминирующая или есть яркое соло для флейты. Таким образом, учащийся, получая профессиональные навыки, изучал оркестровую литературу, приобщался к оркестровой практике. Павел Михайлович обязательно рассказывал, какой из инструментов оркестра играет тот или иной фрагмент, и рекомендовал подражать этому инструменту.

          Особая атмосфера была в классе – это можно назвать строгой и требовательной добротой. Добиться похвалы от Павла Михайловича было трудно. Обычно он говорил: «Ну, ничего, ничего!» - и потом начинал перечислять недостатки или просил «покритиковать» самого себя. Зато уж если сказал слово «хорошо», то цена ему была высока. Найда требовал присутствия на уроке  всех студентов одновременно, так как репертуар был примерно одинаков, то слушая других студентов, можно было анализировать свои успехи и недочёты.

          После академического концерта следовал тщательный разбор выступления и обоснование поставленной оценки.

          Все эти принципы не новы сами по себе и используются многими педагогами, но, помноженные на авторитет и опыт П.М.Найды, они давали значительный результат.

          Очень многих учеников выпустил из стен училища П.М. Найда. Многие занимаются исполнительством, многие – педагогикой, но все они, даже те, кого современная жизнь заставила изменить свою профессию, помнят и чтят этого мудрого преподавателя.

 

 Преподаватель Самарского музыкального училища имени Д.Г.Шаталова -Баранова Е.В.

 

Дизайнер - Шаталов Роман

Hosted by uCoz